Общие положения

    1. Настоящее Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (далее — Положение) регулирует порядок реализации дополнительных образовательным программ в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан» (далее — «Академия»).
    2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными актами:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

– Федеральным законом 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

– Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07. 2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

– Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

– иными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу дополнительного образования;

– Уставом Академии;

– Положением о Департаменте дополнительного образования и инновационного развития Академии;

– иными локальными нормативными актами.

Система дополнительного образования Академии

Система дополнительного образования Академии включает следующие подразделения:

– Департамент дополнительного образования и инновационного развития Академии;

– факультеты, кафедры и другие структурные подразделения Академии, которые разрабатывают и реализуют программы дополнительного образования;

– специалисты и эксперты из органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности.

Департамент дополнительного образования и инновационного развития Академии осуществляет взаимодействие с перечисленными подразделениями Академии по следующим направлениям:

– дает рекомендации по тематике разрабатываемых программ, исходя из результатов исследований рынка образовательных услуг, потребностей рынка труда;

– оказывает организационную, консультационную и методическую помощь в процессе утверждения и реализации программ дополнительного образования;

– оказывает рекламную и маркетинговую поддержку структурных подразделений при реализации программ дополнительного образования, а также помощь в наборе слушателей на программы дополнительного образования;

– организует участие в конкурсах на право заключения контракта на выполнение дополнительных образовательных услуг;

– выполняет контролирующие функции процесса реализации программ дополнительного образования;

– выполняет аналитическую деятельность по работе системы дополнительного образования Академии, формирует отчетную документацию для Академии, вышестоящих и сторонних организаций,

– выполняет администрирование разделов Интернет-сайта Академии по дополнительному образованию, формирование и актуализацию баз данных.

Структурные подразделения Академии, реализующие программы дополнительного образования, взаимодействуют с Департаментом по следующим направлениям:

– разработка востребованных программ дополнительного образования в связи с потребностями рынка образовательных услуг, рынка труда, с внутренними возможностями структурного подразделения;

– подготовка необходимых документов в процессе утверждения и реализации программ дополнительного образования, осуществление учебного процесса;

– организация участия в конкурсах на право заключения контракта на выполнение образовательных услуг;

– предоставление ежемесячной отчётности о реализации программ дополнительного образования и иной информации по требованию Департамента.

Нормативное и документационное сопровождение деятельности в сфере дополнительного образования осуществляет Департамент по следующим направлениям:

Принципы организации образовательной деятельности

по дополнительным программам

Дополнительное образование в Академии осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, а также дополнительных общеразвивающих программ.

Реализация программ повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Реализация программ профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Реализация общеразвивающих программ (в том числе программ довузовской подготовки) направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

К освоению дополнительных общеразвивающих программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Академия осуществляет обучение по дополнительным программам:

– за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан на обучение государственных гражданских служащих (ДПП ГЗ);

– на основе договоров об оказании платных образовательных услуг, заключаемых со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение (ДПП ВБ).

Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной Академией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами, а также с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное образование.

Структура дополнительной профессиональной программы определяется Положением о дополнительной программе, утверждённой в установленном в Академии порядке.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об оказании дополнительной образовательной услуги.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы определяется самой программой и договором об оказании дополнительной образовательной услуги.

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования в своей профессиональной деятельности.

Содержание стажировки определяется Академией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки и продолжительность стажировки определяются Академией самостоятельно, исходя из целей обучения.

Виды деятельности, которые реализуются в процессе реализации стажировки, определяются Положением о дополнительной программе Академии.

Дополнительные программы реализуются Академией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм.

При реализации ДОП с использованием технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, на основании служебной записки начальника Департамента центром электронного образования (Приложение 1), создается электронная площадка.

Процесс реализации дополнительных программ

Образовательный процесс в Академии может осуществляться в течение всего календарного года.

Образовательная деятельность по дополнительным программам обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется Академией.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации заканчивается итоговой аттестацией в форме, определяемой программой. По результатам итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой самой программой и Положением об итоговой аттестации. По результатам итоговой аттестации выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Освоение общеразвивающих дополнительных программ не подразумевает проведение итоговой аттестации и заканчивается выдачей слушателям сертификата Академии установленного образца.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты по дополнительным профессиональным программам, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из Академии, выдается справка об обучении или о периоде обучения по установленному образцу.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации..

Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах: внутренний мониторинг качества образования; внешняя независимая оценка качества образования.

Процедуры и критерии внутреннего и внешнего мониторинга устанавливаются локальными актами Академии.

Контроль качества реализации программы проводится на основе анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации, анкетирования слушателей, опросов организаций-заказчиков программ.

Порядок реализации дополнительных профессиональных программ за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан на обучение государственных гражданских служащих.

4.7. Дополнительные профессиональные программы за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан на обучение государственных гражданских служащих (ДПП ГЗ) реализуются на основании Распоряжения Администрации Главы Республики Башкортостан об утверждении Плана графика обучения, в котором указываются наименование программы, дата проведения, форма обучения, объем часов, количество слушателей, в том числе с разбивкой по государственным органам.

4.8. Государственные органы за 10 рабочих дней до начала полугодия (январь-июнь, сентябрь-декабрь) направляют официальным письмом список слушателей из числа своих служащих.

4.9. Обучение по ДПП ГЗ организуется на основании приказа о проведении обучения (Приложение 2), в котором указывается наименование программы, сроки реализации, руководитель программы и лицо, ответственное за организационное сопровождение программы, номер группы.

4.10. Обязанности руководителя и координатора программы определяются положением о дирекции программы.

4.11. На основании Приказа об открытии программы в соответствии с Правилами приема для обучения по дополнительным профессиональным программам Академии координатор программы осуществляет сбор документов от слушателей и подготовку приказа о зачислении
(Приложение 3).

4.12. Образовательный процесс организуется в соответствии с образовательной программой.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация – в соответствии с Положением о текущим контроль успеваемости и промежуточной аттестации слушателей дополнительных профессиональных программ.

Итоговая аттестация – в соответствии с Положением об итоговой аттестации слушателей дополнительных профессиональных программ.

4.13. По итогам освоения дополнительной профессиональной программы и успешной итоговой аттестации издаётся приказ об отчислении и выдаче документов об образовании и (или) о квалификации
(Приложение 4).

Порядок реализации дополнительных образовательных программ за счет средств физических и юридических лиц (ДОП ВБ)

4.14. Для открытия ДПП ВБ потенциальный руководитель программы представляет в Департамент учебный план (Приложение 5) и предварительную смету доходов и расходов (Приложение 6).

4.15. После анализа рентабельности ДПП ВБ начальник Департамента вносит ректору Академии служебную записку (Приложение 7)
об организации обучения с приложением учебного плана и предварительной сметы, на основании которой издается соответствующий приказ (Приложение 8), в котором указывается наименование программы, сроки реализации, стоимость обучения, руководитель программы, координатор, секретарь, лицо, ответственное за технико-технологическое сопровождение программы, номер группы.

4.16. Обязанности руководителя, координатора, секретаря и лица, ответственного за технико-технологическое сопровождение программы определяются Положением о дирекции программы.

4.17. На основании приказа об организации обучения оформляются договор об оказании платных образовательных услуг (Приложение 9), который является основанием для приема оплаты за обучение, а также документы, указанные в п. 4.11 — 4.13 настоящего положения.

Финансовое обеспечение реализации ДОП

5.1. ДПП ГЗ реализуется за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан на обучение государственных гражданских служащих.

Распределение средств на ДПП ГЗ осуществляется в соответствии
со сметами расходов на реализацию ДПП в разрезе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, утвержденными ректором Академии на календарный год.

По итогам реализации программы Департамент осуществляет подготовку сводной информации по программе (Приложение 10).

Оплата труда профессорско-преподавательского состава из числа работников Академии осуществляется в соответствии с учебной нагрузкой, рассчитанной исходя из нормативов по всем видам работы профессорско-преподавательского состава, установленных приказом ректора Академии
на каждый учебный год, а также на условиях почасовой оплаты.

Оплата труда иных специалистов и экспертов из числа работников Академии осуществляется в соответствии с приказом ректора Академии, подготовленного отделом кадров на основании служебной записки начальника Департамента и дополнительного соглашения к трудовому договору (Приложение 11).

Оплата труда профессорско-преподавательского состава из числа привлеченных специалистов и экспертов осуществляется в соответствии
с гражданско-правовым договором либо контрактом на оказание преподавательских услуг (Приложение 12), заключаемым в установленном законодательством порядке.

5.2. ДОП ВБ реализуется за счет привлеченных средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов на проведение и организацию образовательных программ (Приложение 6).

Доход по программам дополнительного образования зачисляется в полном объеме на счет Академии из которых: 30% остаются в Академии, 10% направляются на покрытие расходов по оплате труда штатных сотрудников Департамента (при наборе слушателей сотрудниками Департамента) и не более 60% составляют расходы на программу.

Оплата труда профессорско-преподавательского состава Академии, а также специалистов и экспертов из числа работников Академии осуществляется по дополнительному соглашению к трудовому договору (Приложение 11), в соответствии с приказом ректора Академии (Приложение 12), на основании служебной записки начальника Департамента.

Оплата труда профессорско-преподавательского состава из числа привлеченных специалистов и экспертов осуществляется в соответствии
с гражданско-правовым договором либо контрактом на оказание преподавательских услуг (Приложение 13), заключаемым в установленном законодательством порядке.

Стоимость услуг профессорско-преподавательского состава и иных лиц, привлекаемых к реализации программы, устанавливается приказом о проведении обучения.

За работу по организации и проведению программ дополнительного образования от приносящей доход деятельности предусматривается материальное стимулирование в следующих размерах:

— руководитель курсов (не более 10%);

— координатор курсов (не более 5%);

— технический секретарь курсов (не более 3%);

— технико-технологическое сопровождение образовательной программы (не более 6%).

В расходную часть сметы могут быть включены дополнительные расходы, например реклама.

При положительном результате программы образуется Фонд развития Департамента или структурного подразделения, самостоятельно организовавшего разработку и реализацию программы, который распределяется в следующем порядке: текущий ремонт помещений, приобретение основных средств, материальное стимулирование работников Департамента.

Средства фонда развития Департамента могут быть использованы при условии покрытия фактических расходов, приходящихся на его долю. В целях определения покрытия фактических расходов Департамента ежеквартально экономистом производится анализ фактического исполнения плана доходов и расходов на основании данных бухгалтерского учета. При условии покрытия фактических расходов и наличии потребности в расходах он производится на тех же условиях, что и любой другой расход в соответствии с Положением о порядке осуществления закупок малого объема в ГБОУ ВО «БАГСУ».

Заключительные положения

Внесение изменений в настоящее Положение осуществляется
в установленном в Академии порядке.